С момента признания Россией независимости Донецкой и Луганской народных республик до объявления о начале проведения специальной военной операции на территории Украины прошло меньше недели. Столь стремительное развитие событий приводит к полной реконфигурации сил, вовлеченных в украинский конфликт.
Ранее Москва на официальном уровне отказывалась признавать себя стороной конфликта, заявляя, что вопрос Донбасса остается проблемой внутриукраинского характера. Однако текущие события сделали Россию активным участником конфронтации.
Фактически своими действиями Россия начала самостоятельно переформатировать геополитическую повестку на украинском треке, решая параллельно ряд важных для себя задач.
Во-первых, с точки зрения Москвы, необходимость поддержать ДНР и ЛНР напрямую отвечает интересам обеспечения национальной безопасности. Начало военной операции укладывается в логику превентивного ответа на угрозу расширения НАТО.
Укрепление позиций непризнанных республик Донбасса может стать серьезным препятствием для более тесной военной кооперации Украины со странами альянса. Перенос линии соприкосновения на Донбассе ближе к административным границам Донецкой и Луганской областей также отвечает обозначенной цели. Этим объясняется наступление войск ДНР и ЛНР на военные позиции вооруженных сил Украины.
Во-вторых, Москва посредством военной операции предполагает создать условия для заключения принципиально новых договоренностей в отношении статуса Украины в целом и Донбасса в частности. Речь в первую очередь идет о том, чтобы Киев официально гарантировал свой нейтралитет и отказался от размещения на территории страны иностранных вооружений.
Однако удастся ли российской стороне склонить украинские власти к подобного рода гарантийным соглашениям и каково будет их содержание, во многом будет зависеть от хода военных действий «в поле».
В настоящий момент Министерство обороны РФ сообщает, что российские вооруженные силы выводят из строя военную инфраструктуру, объекты ПВО и военные аэродромы украинской армии. Реакцией украинских властей стал разрыв дипломатических отношений с Россией, ввод на всей территории страны режима военного положения, а также закрытие для полетов воздушного пространства.
Первая фаза военных действий прошла при тактическом преимуществе российской стороны. Однако на текущем этапе сложно спрогнозировать, какой именно итог примет военное противостояние. При этом становится очевидно, что без посреднических усилий стороны будут неспособны начать диалог о возобновлении мира.
Исходя из реакции стран международного сообщества на события в Украине, ожидать немедленного вмешательства третьей стороны в конфликт не стоит. Страны Запада заблаговременно прописали алгоритм ответных действий на военную операцию на украинской территории с участием России.
В результате следует ожидать, что против Москвы будут введены пакеты жестких санкций. Основной фокус будет сделан на ограничениях в отношении российского финансового сектора. В частности, Вашингтон намерен блокировать ведущим российским банкам, включая Сбербанк и ВТБ, доступ к глобальным платежным системам. Не исключен также вариант заморозки долларовых активов Центрального банка РФ. Хотя доля доллара в золотовалютных активах ЦБ и была снижена до 16,4%, данный шаг, несомненно, негативно повлияет на работу финансового института.
Высока вероятность того, что новый пакет санкций против России затронет и такую стратегическую отрасль, как нефтегазодобывающий сектор. Текущие цены на нефть уже превысили $100 за баррель, а цены на природный газ в Европе поднялись до 1 400 долларов за 1 тыс. кубометров. Даже частичная блокада российского экспорта углеводородов способна внести существенный дисбаланс спроса и предложения на мировых энергетических рынках, спровоцировав ценовое ралли. Однако в силу геополитической конъюнктуры подобная возможность остается высокой.
Болезненными могут оказаться для РФ и санкции, которые перекроют доступ в страну новейших технологий. Так, согласно объявлению Еврокомиссии новый пакет санкций против России предполагается нацелить на стратегические сектора экономики России, заблокировав им возможность технической модернизации. Аналогичные меры предусматривают и США. Жесткий экспортный контроль технологических продуктов способен нанести урон промышленному комплексу, авиации, затормозить процессы цифровизации.
Очевидно, что Россия рассчитывает, что санкционный прессинг в его нынешнем виде не вызовет крах российской экономики, а многомесячная подготовка к новому витку санкционных ограничений позволит ей минимизировать урон. Однако очевидно, что издержки будут накапливаться.
Реализация неблагоприятного геополитического сценария неизбежно приведет к тому, что негативные последствия ощутит на себе не только экономика РФ, но и экономики ее ближайших партнеров.